Banki.ru: «Кликни полис»

14.04.2015

Сегодня в Интернете можно купить туристическую страховку или полис каско, который вам привезет менеджер компании. Страховщикам такие продажи позволяют снизить цену полисов. Но доля онлайн-продаж по-прежнему ничтожно мала: менее 0,5% в общем объеме страхового рынка. Банки.ру выяснял, почему дистанционное страхование в России развивается так медленно.

Полисы для мегаполисов

Многие страховщики уверены, что за онлайн-каналом будущее страхового рынка. Тому есть несколько причин. Первая – динамика рынка онлайн-страхования. По подсчетам компании «АльфаСтрахование», страховщики в 2014 году собрали в Интернете 2,8 млрд рублей премий, что на 67% больше, чем в 2013-м. Вторая причина – растущее желание россиян делать покупки страховок в Интернете. «Результаты исследования, проведенного нами совместно с «ГФК-Русь», показали, что сегодня три четверти жителей крупных городов России готовы оформить страховку онлайн», — говорит заместитель генерального директора «АльфаCтрахования» Татьяна Пучкова. Третья причина – растущая аудитория Всемирной сети. По данным ФОМ и TNS, на осень 2014 года 62% совершеннолетнего населения страны пользовалось Интернетом хотя бы раз в месяц. В Москве и Санкт-Петербурге – на самых больших рынках страхования в стране — этот показатель составляет 77%. Данные опроса Data Insight и PayPal, проведенного в марте 2015 года, свидетельствуют, что 63% интернет-пользователей старше 18 лет осуществляли онлайн-платежи за товары и услуги. Это в 1,3 раза больше, чем весной 2014 года.

Четвертая, но, скорее всего, основная по значимости причина – переход ОСАГО в электронный формат, который произойдет летом. «В июле этого года будет сделан еще один значительный шаг по направлению к «онлайнизации» продаж страховых продуктов — запуск электронного полиса ОСАГО», — напоминает начальник управления проектов с партнерами компании «Либерти Страхование» Сергей Лагутин. По его словам, это событие станет драйвером развития онлайн-страхования, так как сегодня ОСАГО является самым распространенным страховым продуктом в стране.

Сами страховщики утверждают: продажи онлайн на рынке уже растут. К примеру, у «АльфаСтрахования» продажи на сайте увеличились практически вдвое по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года, несмотря на экономический кризис в стране. Также отметили рост онлайн-продаж в компании «Ренессанс Страхование»: на сегодняшний день они составляют 10% всех продаж полисов данного страховщика. Если говорить о рынке в целом, по официальной статистике, доля онлайн-страхования составляет 0,28% от общего объема страхового рынка — против 0,18% год назад.

Что страхуют онлайн

Развитие интернет-страхования идет «от простого к сложному» – на начальных этапах через Всемирную сеть реализуются продукты, которые интуитивно понятны неподготовленному пользователю, для которых можно рассчитать риски на основе небольшого количества параметров.

По словам управляющего директора управления прямых продаж СК «Ренессанс Страхование» Андрея Бурлака, в первую очередь через Сеть продаются массовые продукты, не требующие индивидуального андеррайтинга и осмотра объекта страхования. Например, полисы для выезжающих за рубеж, «коробочные» продукты по страхованию квартир, загородных строений, каско на новые автомобили, страхование ответственности. «Сейчас в онлайне очень активно продаются страхование пассажиров на время полета, страхование выезжающих за рубеж, продукты каско», — отмечает Татьяна Пучкова. Также многие страховые компании развивают онлайн-продажи в партнерстве с авиакомпаниями, онлайн-тревэл-агентствами, продают через их сайты страховки от невыезда, страховки от потери и порчи багажа, отмены рейсов и страхование путешественников.

Если говорить о не совсем стандартных интернет-страховках, то, например, в «АльфаСтраховании» есть онлайн-продукты для бизнеса. В частности, полис по страхованию гражданской ответственности арендаторов коммерческой недвижимости. Интересный онлайн-продукт запущен недавно компанией «Сбербанк Страхование» — «Защита карт онлайн». Как следует из названия, это страхование от неправомерного (мошеннического) списания денежных средств со всех банковских карт, выпущенных Сбербанком. По словам заместителя генерального директора «Сбербанк Страхования» Романа Салькова, по данной программе покрываются риски фишинга, подделки платежной страницы в Интернете, скимминга – установки на банкоматы устройств, снимающих номер карты и ПИН-код, а также риски ограбления клиента после получения им наличных в банкомате. В этом случае потерпевший должен заявить об ограблении не позже чем через два часа, чтобы зафиксировать страховой случай. Кроме того, полис защищает в случае подделки неизвестными лицами подписи в банке для снятия денег со счета или утраты карты из-за размагничивания. По данным компании, продано несколько сотен таких полисов.

Онлайн-страховки: преимущества и недостатки

Продажи полисов через Интернет позволяют страховщику снижать трансакционные издержки: в процессе задействовано меньшее количество людей, не нужно выплачивать комиссионные вознаграждения, нет необходимости в ведении бумажного документооборота и доставке этих бумаг.

«При правильной организации процесса этот канал продаж является относительно более рентабельным, — полагает Татьяна Пучкова. — Это, в свою очередь, позволяет предоставлять клиентам, покупающим в режиме онлайн, определенные привилегии или скидки». «С одной стороны, электронные полисы обладают низкой себестоимостью, что позволяет нам предложить клиенту более эффективные онлайн-продукты и сервисы. С другой стороны, отсутствие продавца в текущих рыночных реалиях отражается на продажах», — говорит Роман Сальков.

Кроме того, Интернет полностью прозрачен, легко измерим и очень гибок к изменениям. Это позволяет достаточно оперативно корректировать процесс продаж, интерфейс для заполнения заявки, тарифы, в зависимости от поведения потребителей на сайте. «Такая форма продаж не только выгодна страховым компаниям, так как существенно снижает расходы, но и очень удобна для клиентов», — комментирует Сергей Лагутин из «Либерти Страхования». «Дистанционный способ оплаты и получения позволяет не тратить время на встречу с представителем страховой компании, — отмечает Андрей Бурлак. – Он дает возможность страховой компании напрямую влиять на сервис, оказываемый клиенту, исключая посредников. Актуальная контактная информация позволяет клиенту своевременно информировать об изменениях в законодательстве, о специальных предложениях и новых продуктах компании».

Но есть у волшебного интернет-канала продаж и минусы. «Основной недостаток – ограниченный список продуктов, которые можно продавать онлайн», — говорит директор департамента прямых продаж компании «Согласие» Роман Пронин. «Из недостатков можно выделить некоторые сложности в продаже онлайн, например, таких продуктов, как автокаско, где необходим осмотр авто», — отмечает Сергей Лагутин. Андрей Бурлак из «Ренессанс Страхования» в качестве минуса называет отсутствие персонального консультанта, который мог бы учитывать все индивидуальные особенности клиента и его объектов страхования при подготовке предложений.

Несветлое будущее

В Европе онлайн-продажи уже давно работают в автостраховании и «коробочных» сегментах. В Великобритании даже функционируют страховые онлайн магазины-агрегаторы, которые дают возможность клиенту сравнить предлагаемую стоимость полисов у разных компаний. После этого покупатель может выбрать наиболее подходящую страховку и купить ее онлайн. В России до такого пока далеко.

По мнению заместителя председателя правления «СОГАЗа» Дамира Аксянова, развитию онлайн-страхования в России препятствуют несколько факторов, и главный из них – законодательство. До недавних пор в России вообще не существовало законодательных норм, регламентирующих электронный документооборот между страховщиком и клиентом.

Вторая причина — конкурирующий дилерский канал. «Комиссия, которую получают автодилеры за заключение договоров каско в салонах, сопоставима с прибылью от продажи автомобилей, — поясняет эксперт. — Если страховщик будет активно замещать продажи через партнеров прямыми продажами, дилеры могут переориентировать продажи страховок в салонах на его конкурентов».

Третья причина заключается в том, что в Интернете можно продавать простейшие продукты. «Поэтому из онлайн-продаж каско автоматически выпадает сегмент подержанных авто, которые необходимо показать специалисту страховой компании или агенту, — рассказывает Дамир Аксянов. — Страхование имущества на большие суммы требует описи и осмотра. Без этого страховщики могут предложить только продукты с минимальными лимитами ответственности».

В результате рынок демонстрирует небольшой объем страховок, проданных онлайн. По оценкам «СОГАЗа», в перспективе доля интернет-продаж страховых полисов в России составит 1—2% от совокупных страховых сборов. «Перспективы роста у данного канала, безусловно, есть, но пока вряд ли он станет основным, — соглашается Роман Пронин. — В долгосрочной перспективе, возможно, и станет, но при условии развития рынка и повышения уровня страховой грамотности».