Деловой Петербург: «Полисы устремились в Сеть»

23.09.2013

В 2014 году полисы «Зеленая карта» и ОСАГО будут заполняться только в электронной форме, также планируется перевести продажи ОСАГО в онлайн. Страховщики уже расширяют свое присутствие в Сети.

Страховые компании все активнее инвестируют в IT-технологии. В среднем у крупных компаний доля продаж полисов через Интернет составляет 10%. В сентябре анонсировали запуск онлайн-магазинов СГ «Уралсиб», Intouch и СО «Помощь».

По словам директора департамента комплексного страхования путешественников СО «Помощь» Гаянэ Календжян, инвестиции в запуск новой системы по продаже полисов страхования выезжающих за рубеж оцениваются в сумму до 2 млн рублей. «Онлайн-продажи позволят сократить расходы на содержание рабочих мест, агентское вознаграждение, офисные затраты и т. д., - поясняет она. - В первые годы спрос на услугу не будет массовым. Скорее всего, доля онлайн-продаж полисов составит 5-8% от общих продаж в этом сегменте». Но в последующие годы доля будет расти и в перспективе может достигнуть 50%, рассчитывает Гаянэ Календжян. Как рассказали в САО «ГЕФЕСТ», компания работает в основном с корпоративным сегментом и в 2014 году намерена внедрить несколько «коробочных» страховых продуктов для юрлиц, продажи которых возможны в Интернете.

Для старта онлайн-продаж страховых продуктов компании придется инвестировать в сайт, диапазон таких инвестиций в зависимости от запросов клиента широкий: 15-500 тыс. рублей, говорит Сергей Жирихин, директор по маркетингу IT-компании ASSIST. Затем, по его словам, потребуются средства на организацию приема платежей, инвестиции здесь оценить сложно, но стоит учесть, что провайдер взимает определенный процент (2-3,5%) с каждого успешного платежа.

Кроме того, увеличивать расходы на IT-инфраструктуру страховщикам приходится из-за возможного перевода продажи ОСАГО в онлайн. Российский союз автостраховщиков (РСА) в текущем году уже несколько раз поднимал вопрос об онлайн-продажах ОСАГО. В октябре Госдума рассмотрит законопроект об электронном страховании.

«В развитие IT-инфраструктуры приходится инвестировать постоянно, - говорит Евгений Дубенский, директор Северо-Западной дирекции СК «Альянс». - На создание веб-ресурса требуется не очень много - пара миллионов рублей, а вот на продвижение сайта компании в Интернете уходит до нескольких миллионов долларов в год». При этом в СК «Альянс» в первом полугодии 2013 года прирост онлайн-продаж составил 35% к первому полугодию 2012-го. Но, как замечает Евгений Дубенский, прирост мог быть более взрывным, например, по автострахованию, если бы не технические и юридические препятствия.

«Для внедрения онлайн-продаж полиса ОСАГО необходимо изменить гражданское законодательство, включить ОСАГО в перечень страховых продуктов, по которым электронная форма полиса признается равной документарной форме, создать единый информационный федеральный ресурс, подключить к нему страховщиков ОСАГО и контрольные органы, включая ГИБДД, продумать электронные способы оплаты», - перечисляет Александр Потитов, заместитель генерального директора «Либерти Страхования».

Кроме того, стоит отметить, что расходы страховщиков могут вырасти не только за счет создания платформ для онлайн-продажи полисов. В следующем году отменяется рукописная форма полисов «Зеленая карта» и ОСАГО. Стоит задача оснащения техникой страховых агентов, которых только в Петербурге работает несколько тысяч. «Причем больше половины до сих пор заполняют полисы от руки, и страховщики потратят около 30 тыс. рублей на покупку оргтехники для одного такого агента», - оценивает Евгений Дубенский.

10% от стоимости полиса ОСАГО удастся сэкономить при внедрении онлайн-продаж. Если учесть агентские вознаграждения, убытки, которые создают недобросовестные посредники, то бездокументарная продажа полисов может дать 20% экономии, оценивают в «Либерти Страховании».