Деловой Петербург: «Растущая неопределенность»

13.11.2014

Сегмент страхования лизинговых сделок замер в ожидании: бизнес еще не адаптировался к текущей ситуации в экономике, многие предприятия отказываются от обновления основных средств за счет финансовой аренды.

Эксперты не ожидают роста и отмечают тенденцию перехода клиентов к наиболее крупным страховым компаниям. Страхование стало неотъемлемой частью рынка лизинга. Финансовой защитой обеспечивается 95-100% лизинговых сделок, несмотря на то что обязательное страхование в законе не прописано. «Тем не менее договоры крупных лизинговых компаний, как правило, содержат пункт о страховании оборудования, - отмечает директор филиала Страховой группы «УРАЛСИБ» в Санкт-Петербурге Анна Павлова. - Для стабильного роста лизинговым компаниям необходима компенсация в случае повреждения техники или полное возмещение из-за утраты. Иначе расходы покрывались бы из бюджета лизинговой компании или клиента».

«Страховой защитой обеспечиваются авто- и железнодорожный транспорт, спецтехника и различные виды специализированного оборудования. Случаются и сделки с недвижимостью, но большого развития этот вид пока не получил», - говорит директор петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» Эдуард Яблоков. «Как правило, лизинговые компании страхуют или требуют от лизингополучателей страхование на условиях «от всех рисков», включая риски при эксплуатации, транспортировке техники на объектах и в местах хранения», - отмечает гендиректор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев.

Страховое покрытие обычно представляет собой комбинацию страхования строительно-монтажных рисков, грузоперевозок с рисками каско. «Договор страхования заключается на весь период действия лизинга. Средний лимит ответственности страховщика спецтехники в строительной отрасли составляет около 5-6 млн рублей на одну единицу», - говорит Анна Павлова. Страховая сумма техники для других отраслей может быть в несколько раз выше.

«Учитывая активную застройку территорий в Петербурге и Ленинградской области, лизинг, безусловно, востребован. Объем петербургского лизингового рынка составляет 240 млрд рублей, а страховые премии по лизинговому страхованию оцениваются в несколько миллиардов рублей, основной объем в которых - страхование автотранспорта», - отмечает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых.

Однако экономический спад наиболее сильно отражается именно на лизинге - количество сделок сокращается.

Согласно предварительным данным «Эксперт РА», новый бизнес в целом по России сократился за январь-июнь 2014 года на 2,5%, составив около 344 млрд рублей (стоимость имущества), при этом сумма новых лизинговых договоров снизилась на 15%, до 505 млрд рублей.

По словам руководителя управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Виталия Овсянникова, в Петербурге стагнация: снижения пока нет, но нет и обычного роста на уровне 20%. Из-за пролонгаций договоров не наблюдается и резкого спада продаж, просел только новый бизнес. Колебания спроса, в принципе, равно затрагивают все сегменты - и коммерческий транспорт, и спецтехнику, и оборудование, но автолизинг демонстрирует рост, в отличие от остальных сегментов, отмечает Виталий Овсянников.

«Основные потребители на данном рынке - промышленные предприятия - снижают объемы производства и терпят убытки из-за низкого спроса на свою продукцию. Маловероятно, что этот тренд изменится в ближайшие несколько кварталов. Малый бизнес растет опережающими темпами, но пока не может сильно повлиять на общую динамику, - считает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ». - Сегменты грузового автотранспорта и спецтехники растут намного медленнее рынка в целом, что связано с увеличением конкуренции за клиента».

«Из-за расширения перечня объектов лизинга увеличилась вероятность невозврата предмета лизинга, а также риски утраты имущества. А плохая макро- и микроэкономическая ситуация в экономике в целом и в банковской системе в частности привела к росту рисков неплатежеспособности лизингополучателей, - говорит начальник управления андеррайтинга имущества и ответственности «Либерти Страхование» Александр Замула. - Большая часть некрупных страховых компаний, которые занимались подобными сделками, ушли с рынка ввиду низкой ликвидности. На рынке остались только крупные игроки, которые подходят к оценке рисков очень скрупулезно». Такая ситуация приводит к росту концентрации рынка. В лизинге начинают доминировать компании, созданные банками или имеющие их в акционерах, что только усиливает проблемы региональных компаний.

«Потребители предпочитали и предпочитают иметь наиболее надежного контрагента, и это стало поводом перетока капитала из маленьких региональных финансовых организаций в крупные федеральные банки. Для лизинговых компаний данное правило также соблюдается», - отмечает Антон Сороко.

В то же время растет роль и доля крупных страховщиков. Так, в филиале РОСГОССТРАХ в Санкт-Петербурге и Ленобласти сборы по страхованию предметов лизинга в этом году выросли на 30%. По словам директора филиала Игоря Лагуткина, такой рост во многом обусловлен тенденцией перехода клиентов из других компаний.

По итогам 2014 года темпы роста рынка останутся достаточно низкими - в лучшем случае не более чем на 3-5%, прогнозирует Эдуард Яблоков. Виталий Овсянников считает, что рынок покажет рост порядка 10%, в том числе за счет пересмотра тарифов из-за колебаний курса рубля. А следующий год, по его мнению, ожидается тяжелым: падение объемов страхования в этом сегменте рынка составит от 5 до 10%. «В результате экономической рецессии может возникнуть всплеск страховых событий по объектам лизинга, связанный с недобросовестностью некоторых лизингополучателей», - опасается он.

«С другой стороны, бизнес-сообщество должно адаптироваться к ситуации в экономике - появится возможность более реалистичного планирования, без которого многие предприятия предпочитают отказываться от обновления основных средств за счет лизинга. И в этом случае возможно оживление страхового рынка», - считает Игорь Лагуткин. Он ждет, что это произойдет ко II кварталу 2015 года.