Компания: «Защита от кризиса»

01.02.2016

Рынок пока поддерживает ОСАГО и ДМС
В конце прошлого года Банк России выразил озабоченность финансовой устойчивостью отечественных страховых компаний. Представители регулятора указали, что на бизнес страховщиков негативно влияет падение взносов по добровольным видам страхования и рост страховых выплат в результате инфляции и активизации страхового мошенничества.

Казалось бы, буквально шесть лет назад страна проходила предыдущий финансовый кризис, который многому научил отечественный бизнес: предприниматели сократили заимствования в валюте и перестали делать ставку на агрессивный рост.

"Кризис 2008-2009 гг. для многих компаний оказался совершенно неожиданным, ему предшествовал продолжительный период экономического роста, и ряд игроков оказались не готовы к изменению трендов. По итогам предыдущего кризиса страховое сообщество сделало соответствующие выводы и приняло меры, направленные на повышение устойчивости, - отмечает генеральный директор ЗАО "СК "РСХБ - Страхование" Сергей Простатин. – Компании, особенно крупные, начали методично сокращать расходы на ведение дел. Также они активно работали над диверсификацией своих портфелей, улучшали качество андеррайтинга и управления рисками. Одним из важных итогов этой деятельности стало снижение доли моторных видов страхования (ОСАГО и каско) в совокупных сборах страховщиков. Поэтому в нынешний кризис страховое сообщество вошло более подготовленным".

Но, по словам эксперта, в 2008-2009 гг. на ситуацию в России повлиял шок, который испытала мировая экономика в результате проблем, возникших в финансовой сфере США. Усилия, предпринятые ведущими странами мира, не дали кризису разрастись, и резкое падение цен на нефть сменилось их поступательным ростом. В результате благополучие российской экономики, сильно зависящей от нефтяной конъюнктуры, начало быстро восстанавливаться.

Сейчас же именно длительное и очень значительное снижение нефтяных цен стало основным триггером появления проблем в экономике нашей страны. Уже становится ясно, что период низких цен на нефть – это всерьез и надолго, и нам придется справляться с экономическими трудностями более длительное время, так как восстановление начнется только после того, как экономика адаптируется к новым условиям.

"Таким образом, хотя страховщики оказались более подготовленными к кризису, сам он рискует быть более затяжным и тяжелым, что чревато возникновением серьезных проблем даже у значимых участников страхового рынка", – заключает Сергей Простатин.

"Главное отличие кризиса 2008 г. и текущей ситуации касается ожиданий. В 2008 г. и страховщики, и клиенты ожидали краткосрочное падение и вели себя соответствующим образом. После быстрого падения в IV квартале 2008 г. - в I квартале 2009 г. рынок начал восстанавливаться, и все воспринимали это как должное. Сейчас ожидания гораздо хуже. Мы находимся в ситуации, которая не выглядит как временная проблема рыночного спроса и пр., но является затяжным кризисом с отсутствием или очень маленьким ростом ВВП в обозримом будущем", - констатирует глава группы Allianz в России Николаус Фрай. По его словам, те, кто решил подождать возвращения старых добрых времен, скорее всего, очень скоро будут вынуждены покинуть рынок, поскольку этого не случится. Игрокам страхового рынка нужно искать абсолютно новые методы и способы привлечения клиентов, управления расходами и получения прибыли. Одним из ключевых отличий нынешнего кризиса от предыдущего является ценообразование. В 2008 г. тарифы были снижены ради спасения продаж. За год некоторые тарифы в корпоративном страховании уменьшились в 2-3 раза, также наблюдалось значительное снижение цен в розничном сегменте. Теперь данный ресурс исчерпан, никто на рынке не в состоянии сократить маржу, поскольку уже не осталось высокомаржинальных линий бизнеса.

Стоимость ремонта в автостраховании растет, повышается стоимость медицинского обслуживания, а значит, ресурса для снижения цен во многих видах страхования попросту не осталось. Страховщики вынуждены повышать тарифы, а не снижать их, что в конечном итоге ведет к потере клиентов, платежеспособный спрос со стороны которых снижается.

"В конце 2014-го все значимые игроки рынка при решении проблемы "сборы-прибыльность" выбрали второе и практически синхронно резко подняли тарифы, – подтверждает старший вице-президент автолизинговой компании "Европлан" Александр Михайлов. – В результате в этом году мы не видим громких банкротств, наоборот, большинство страховщиков, скорее всего, покажут прибыль по итогам года, так как стоимость ремонта в течение года росла более плавно, чем ожидалось".

На фоне стагнации и даже падения сборов по отдельным направлениям, сегмент ОСАГО чувствует себя не в пример лучше. И в первую очередь благодаря, как говорят страховщики, очень своевременному решению о повышении тарифов. Это позволило страховым компаниям показать рекордную прибыль за девять месяцев 2015 г. (95,7 против 51,3 млрд руб. за аналогичный период предыдущего года).

Как отмечает Центробанк, данные результаты нельзя назвать устойчивыми: доходность по депозитам падает, а повышение лимитов ответственности и изменение порядка оценки ущерба по ОСАГО могут привести к резкому скачку выплат в данном виде страхования. Кроме того, низкое качество активов ряда страховщиков делает их подверженными риску ликвидности на фоне сокращения добровольного спроса на страхование.

"Спад наблюдается практически во всех видах страхования, кроме ОСАГО (за счет увеличения цен в апреле 2015 г.)", – подтверждает заместитель генерального директора СК "Либерти Страхование" Александр Потитов." Общая экономическая ситуация не могла не повлиять на рынок страхования.

"Каско находится в стагнации или даже на спаде. Ввиду роста стоимости ремонта автомобилей, вызванного ростом курса валюты, страховые компании были вынуждены повысить тарифы на каско. Для автовладельцев стоимость владения автомобилем сильно возросла, и в попытках сэкономить они в первую очередь стали отказываться от этого вида страхования", – считает Александр Михайлов. Он отмечает очень тревожную тенденцию в сегменте ОСАГО: после повышения тарифов серьезно (примерно на 1-2 млн) сократилось количество проданных полисов, а значит, и застрахованных транспортных средств. Связано это с тем, что люди не готовы покупать подорожавшую страховку, притом что сумма штрафа и вероятность его наложения невелики по сравнению со стоимостью полиса.

"Количество застрахованных машин в 2015 г. значительно уменьшилось. Разные источники приводят разные цифры по падению рынка автокаско, в целом оно может достигать 50% и даже более", - подтверждает заместитель генерального директора, главный андеррайтер ПАО "САК "Энергогарант" Антон Легчилин. "Рынок автокаско ожидаемо сокращается - по объему собранной премии по итогам девяти месяцев 2015 г. он сократился на 13%, по количеству заключенных договоров - на 27%. По итогам всего 2015 г. с учетом ажиотажных продаж автомобилей в конце 2014 г. снижение будет еще значительнее", - поддерживает коллегу директор центра стратегического анализа рынка СК "Согласие " Андрей Бондаренко. В то же время уровень выплат не вырос: введение франшиз и ужесточение политики андеррайтинга привели к адекватному снижению объема выплат.

В 2016 г. ожидается дальнейшее снижение сборов по автокаско по мере погашения кредитов по автомобилям, приобретенным в 2013-2014 гг., при опережающем снижении выплат и за счет мер, принятых страховщиками для повышения эффективности автострахования.

"В нашей компании мы не отмечаем отрицательных тенденций по автокаско. В 2015 г. по сравнению с 2014-м количество полисов по автокаско не сократилось, а подписанная премия увеличилась на 15%. Похожая ситуация и в сегменте ОСАГО: количество полисов выросло примерно на 10%, а страховая премия - почти на 60% за счет повышения цен на ОСАГО в октябре 2014-го и в апреле 2015-го", - не соглашается Александр Потитов." В нашей стратегии развития направление каско не является приоритетным (доля каско в портфеле "Европлана" составляет около 9%). По данному виду страхования за девять месяцев 2015 г. мы даже наблюдаем у себя небольшой рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - возражает Александр Михайлов. - Если же говорить о рынке каско в целом, то чувствует он себя не очень хорошо. Падают продажи новых автомобилей, растут страховые тарифы. Все это негативно влияет на рынок. Но обостряется конкуренция, и можно ожидать, что страховые компании, для которых рынок каско является приоритетным, будут разрабатывать новые решения, которые обеспечат максимально выгодные тарифы для клиентов с низким уровнем риска".

Однако далеко не все направления страхования пострадали из-за кризиса, кое-где даже наблюдается устойчивый рост. "Например, заметно растет страхование имущества граждан. В первую очередь это происходит за счет высоких темпов роста продаж недорогих коробочных продуктов. В страховании жизни драйверами роста являются продукты по накопительному и инвестиционному страхованию ", - говорит Сергей Простатин. "В сегменте страхования имущества физических лиц продолжается уверенный рост. Ожидается дальнейшее увеличение сборов - показатели будут лишь на несколько процентных пунктов ниже докризисного уровня. ДМС получило подпитку за счет закона об обязательном страховании трудовых мигрантов. Снижение курса рубля делает более привлекательным обучение в российских вузах иностранных студентов, которые также активно страхуются по индивидуальным программам ДМС", - добавляет Андрей Бондаренко.

После скачка сборов по индивидуальному ДМС в 2015 г. на 84%, с 3,32 до 6,28 млрд руб., в 2016-м сохранится осторожный рост в 2,7%. В корпоративном сегменте клиенты сокращают социальные пакеты, что приводит к урезанию программ, снижению покрытия и уменьшению сбора премии. Отрицательная динамика минимальна и не превышает 1%. По итогам 2016 г. сборы в сегменте составят около 112 млрд руб. "По нашим оценкам, сборы по ДМС в 2015 г. составят приблизительно 128 млрд руб., что на 3% выше показателей 2014 г., - отмечает вице-президент, руководитель направления корпоративного страхования региона Южной и Восточной Европы компании "МетЛайф" Александр Лазарев. - Связано это с тем, что бюджеты на ДМС обычно утверждаются работодателями на год вперед, то есть картина, которую мы наблюдаем сейчас, - это результат планирования в 2014 г., когда мы не видели резких изменений на рынке и ситуация была в целом спокойной". "От глубокого падения рынок спасет положительная динамика отдельных сегментов: ОСАГО, страхования жизни, имущества физлиц и ДМС. Тем не менее их рост будет ниже, чем в 2015 г., поскольку у населения сохранятся низкий индекс потребительского настроения и высокий уровень инфляционных ожиданий", - добавляет руководитель департамента по страхованию имущества и автострахования СГ "Уралсиб" Мария Барсова. "Как ни странно, рынок страхования имущества граждан (а это чаще всего квартиры и загородные дома) сейчас растет. Это новая тенденция, такого в кризисы 1998-го и 2008 гг. не было. Очевидно, люди стали понимать: сейчас заработать на новый дом или хороший ремонт очень сложно. Они совершенно правы: более чем в 100 раз (!) дешевле заключить договор страхования и спать спокойно", - подтверждает Антон Легчилин. Но страховщикам не стоит быть слишком оптимистичными в своих прогнозах на текущий год. "Мы реалисты и в чудеса не верим, поэтому в 2016 г. не прогнозируем рост, а ожидаем стабилизацию падения объемов рынка", - констатирует Николаус Фрай. "Стагнация на рынке страхования продолжится: страховые премии будут расти в номинальном выражении, но падать в реальном - при опережающем росте страховых выплат. Динамика рынка зависит от общего состояния экономики, и в особенности от объема продаж автомобилей, инвестиций в основные фонды и цен на нефть", - говорит президент AIG в России Роман Тихоненко. А вот в случае с нефтью до сих пор ни один из аналитиков внятно не смог сказать, увидим мы ее через месяц по $20 за баррель или по $50. А ведь именно от этого в значительной мере будет зависеть самочувствие нашей экономики и, как следствие, динамика рынка страхования.