Рамблер.Финансы: «БСИ: старт прошел успешно»

11.08.2015

Российские страховщики начали передавать информацию в Бюро страховых историй. В первую неделю работы в нем появились данные о 17,2 тыс договорах КАСКО. А до конца года их количество должно возрасти до 1,5 млн, полагает РСА.

К Бюро страховых историй (БСИ), которое заработало в России с 1 августа 2015 года, в первые дни работы подключились 88 российских страховщиков, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Согласно указанию Банка России, страховые компании обязаны передать информацию по заключенному договору в течение 30 дней. Но, как показывает практика, они сразу же загружают необходимые сведения. На 10 августа в Бюро появились данные о более 17,2 тыс договоров.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, БСИ запущено в срок и до конца года здесь будет содержаться информация по примерно 1,5 млн договоров. «Компании успешно начали работать с системой, которая создана как для снижения стоимости полиса КАСКО для аккуратных водителей, так и в целях противодействия страховому мошенничеству. От запуска БСИ выиграют те автовладельцы, которые редко становятся виновниками ДТП», — напоминает г-н Юргенс.

Создание системы было предусмотрено законом об организации страхового дела. При формировании БСИ учитывался опыт работы автоматизированной информационной системы (АИС) РСА. Но от АИС новая система отличается содержанием: в ней другой состав информационных полей, и допущен более широкий круг страховщиков. Если к базе АИС были подключены только те, которые занимаются ОСАГО, то к БСИ — страховщики КАСКО, а это 241 компания.

Необходимость создания Бюро созревала давно — как по Автокаско и ДСАГО, так и по другим видам страхования, отмечает гендиректор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев. Проект направлен на борьбу со страховым мошенничеством — предупреждение использования поддельных и похищенных страховых полисов, выявление нечестных страховых представителей и сотрудников страховщика, розыск похищенного застрахованного имущества, экспертная помощь по сомнительным и сложным страховым событиям, говорит он. Страховые компании будут получать нужную информацию по интересующему объекту страхования и страхователю за короткий период времени и без искажений.

Правда, пока они могут только сгружать данные о заключенных договорах страхования и заявленных убытках. Cервисная составляющая находится на стадии разработки, и страховые компании не получают обратные данные от АИС БСИ, рассказывает управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов. Сейчас определяется набор полей, которые будут доступны страховщикам, и разрабатываются соответствующие интерфейсы.

Доступ к сведениям получат и автовладельцы. По словам г-на Юргенса, механизм получения справок по историям прорабатывается. Сейчас история формируется автоматически: страхователь, подписывая договор, соглашается на обработку его персональных данных и информация по полису передаётся в систему в защищённом виде. Далее водитель будет вправе обратиться в РСА для получения своей собственной страховой истории в любой момент.

По словам Михаила Барышева, руководителя дирекции по урегулированию убытков «Либерти Страхование», базу страховых историй можно будет использовать для оценки риска спустя год работы, после того, как в ней накопится достаточно информации. «Скорее всего, страховщики начнут использовать базу, начиная с последнего месяца года, когда данные будут систематизированы и будет согласован формат их предоставления», — говорит замруководителя управления андеррайтинга «АльфаСтрахование» Дмитрий Вишняков. И добавляет, что это будет удобный инструмент, как для страховых компаний, так и для автовладельцев: страховщик сможет выставлять справедливый тариф и предоставлять значительную скидку страхователям с хорошей страховой историей.

Раньше вся история по автокаско хранилась только в самой страховой компании и только по заключенным с ней договорам. При переходе в другую компанию она терялась, что не позволяло оценить уровень «аварийности» автовладельца и выставить ему соответствующий тариф. Теперь страховщики смогут более точно оценивать вероятность наступления страхового случая и снижать цены полисов. Диапазон скидок может быть различен в зависимости от тарифной политики каждой страховой компании. Например, в «АльфаСтраховании» они могут достигать 45%, обещает г-н Вишняков. «Сейчас все заинтересованы в качественном портфеле, поэтому конкуренция за хороших клиентов будут значительной», — говорит он.

По словам заместителя гендиректора СПАО «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, вопрос о предоставлении скидок либо надбавок — сложный, в первую очередь потому, что речь идет о добровольном страховании. «У страховщиков разные продукты, поэтому говорить о «качестве» клиента на основании его истории у другого страховщика, можно с гораздо меньшей степенью уверенности, чем в ОСАГО», — поясняет он. На рынке автокаско нет регулирования тарифов как в ОСАГО, и он сам отрегулирует возможность скидок, надеется г-н Юргенс.