Рамблер.Финансы: «Электронное ОСАГО»

21.07.2015

Согласно закону, полисы ОСАГО уже три недели можно продлевать в онлайн-режиме. Такую возможность имеют водители, сведения о которых включены в Автоматизированную информационную систему ОСАГО (АИС) Российского союза автостраховщиков (РСА). В АИС включается информация обо всех договорах страхования, о самих автовладельцах и страховых случаях. С начала июля новые правила действуют только в отношении продления полисов, с августа в электронный полис можно будет вписать новых водителей, а с октября страховку онлайн уже сможет оформить каждый.  

Как оформить электронный полис
Процесс покупки онлайн-страховки ОСАГО очень прост и занимает всего несколько минут. Для ее оформления нужно зайти на сайт страховой компании, которая предлагает подобную услугу, заполнить заявление на страхование и подписать его простой электронной подписью, которая может быть получена при регистрации пользователя в личном кабинете.
В настоящий момент 22 компании из 100, имеющих лицензию ОСАГО, подключилось к продаже электронных страховок. Среди страховщиков, у которых можно оформить полис ОСАГО онлайн, — Росгосстрах, «Ренессанс Страхование», «РЕСО», ВСК, «Либерти Страхование» и др.
В заявление клиенту придется внести данные об автомобиле и водителях. На этом его действия заканчиваются. Страховая компания найдет данные об автомобиле и его владельце во всех доступных базах. К примеру, ГИБДД может сообщить, прошло ли авто техосмотр. Система рассчитает корректную стоимость полиса с учетом проверки всех необходимых данных об истории клиента в АИС. Оплатить ОСАГО можно также на сайтах страховых компаний.

Преимущества онлайн-страховок
Для автовладельца плюсы нового порядка налицо. В первую очередь, он экономит свое время. Купить электронный полис можно хоть в 2 часа ночи, не выходя из дома. «Ключевым преимуществом электронного полиса ОСАГО является простота и доступность его оформления, — рассказывает Андрей Бурлак, управляющий директор департамента розничных продаж «Ренессанс Страхование». — Приобрести полис можно 24 часа в сутки 7 дней в неделю без перерывов и выходных, при этом не требуется планировать время на встречу с представителем страховой компании, как в случае с бумажным ОСАГО, оформить полис можно полностью самостоятельно. Так же, электронный полис нельзя потерять: если вы забыли где он хранится, просто зайдите на сайт страховщика и скачайте его ещё раз».
Кроме того, внедрение электронных страховок должно замедлить рост тарифов по ОСАГО. Продажи электронных ОСАГО позволят страховщикам снизить издержки, в том числе на персонал, на содержание офисов, на приобретение бланков ОСАГО. «Электронные полисы — это возможность осуществлять полностью безбумажные продажи, то есть не нужно приобретать специальные бланки, снижаются трудовые и материальные затраты по их учету, хранению (обязательно в сейфах и под сигнализацией на каждой точке продаж), обработке», — подтверждает Александр Потитов, замгендиректора компании «Либерти Страхование». «Такая технология позволит нам снизить транзакционные издержки, расходы на ведение дела: уменьшит количество людей, задействованных в процессе, предоставит возможность сэкономить на бумаге, бланках строгой отчетности, доставке полисов и других процессах», — соглашается Сергей Скоморохин, замруководителя управления методологии обязательных видов страхования компании «Альфастрахование».
 
Непопулярность среди автовладельцев
Несмотря на удобство электронного оформления, к данной услуге пока обратились лишь единицы автовладельцев. По словамНиколая Тюрникова, гендиректора компании «Главстрахконтроль», на сегодняшний день всерьез говорить о действии электронного полиса ОСАГО не приходится. Согласно отчету РСА, за 2 недели действия его купило только 800 автовладельцев. При этом всего за этот период было продано 1,6 млн полисов ОСАГО. Простым подсчетом определяем, что это менее 0,05%. «14 тысяч автовладельцев изъявили желание купить, а получилось лишь у 800, — скептически заключает эксперт. — По многочисленным отзывам, система построена таким образом, что купить полис с первого захода просто не удается. Очевидно, что с таким проникновением интернета, как в России, данный показатель должен быть на несколько порядков выше».
В свою очередь, страховщики уверяют: автовладельцы просто не привыкли к новому порядку. «Разумеется, что в ближайшие год-полтора доля электронных договоров будет гораздо меньше доли договоров, заключаемых традиционным способом, — говорит Сергей Скоморохин. — Население должно привыкнуть». Андрей Бурлак также посоветовал автовладельцам — пока электронные полисы только начали продаваться и их проникновение ещё очень маленькое — распечатывать электронные полисы, чтобы предъявлять их сотрудникам ГИБДД.

Куда не спешат страховщики
Преимущества интернет-продаж для страховщиков, как уже говорилось выше, налицо, но компании, в том числе, крупнейшие, также не спешат предлагать данную услугу для своих клиентов. По словам Николая Тюрникова, все дело в том, что бумажные полисы позволяют им лоббировать повышение тарифов и наращивать продажи сопутствующих ОСАГО услуг. Страховщики, в свою очередь, уверяют, что причины иные — это техническая подготовка к внедрению нового сервиса и выжидание, пока все процессы будут отлажены на рынке.
«Сейчас мы идем к тому, чтобы запустить на собственном сайте сервис пролонгации договоров ОСАГО, приобретенных в нашей компании, следом мы планируем запустить продажу электронных полисов для новых клиентов, — рассказывает Сергей Скоморохин. — К 1 октября должны быть созданы все условия для того, чтобы мы могли предоставлять такой сервис». «В части технического оснащения и программного обеспечения мы полностью готовы к продаже полисов через интернет, — делитсяВиталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса Ингосстраха. — Однако запускать данный сервис компания не планирует до тех пор, пока не будут налажены механизмы информационного взаимодействия между IT-системами ГИБДД, РСА и страховых компаний, а также пока не будут устранены уже обнаруженные технические неполадки системы».

За электронными полисами будущее
Несмотря на разные взгляды и оценки экспертов, все они сошлись в одном: продажи электронных страховок должны только расти, и за ними — будущее. «На мой взгляд, изо дня в день доля покупок полисов моторного страхования должна расти. В развитых европейских странах большая доля полисов уже приобретается через этот канал, — делится Николай Тюрников. — Например, в Великобритании свыше 60% полисов продается именно так». «Со временем потребители оценят преимущества покупки полиса в интернете, — продолжает Андрей Бурлак. — Экономия денег и времени послужит самым мощным стимулом к освоению нововведения. Покупка полиса на сайте страховой компании станет таким же рядовым событием, как и бронирование номера в отеле или билета в театр». «Если система будет работать корректно и будет пользоваться спросом, что, в свою очередь, будет способствовать продвижению данной услуги страховщиками, можно прогнозировать дальнейшее повышение качества страховой услуги», — заключает Виталий Княгиничев.