Сейчас.ру: «Темпы прироста страхового рынка в 2016 году не превысят 3%»

20.04.2016
Исследование «Итоги 2015 года на страховом рынке: скрытое падение», проведенное RAEX, показало, что в 2015 году объем страхового рынка РФ сократился на 9%. Темпы прироста страховых взносов сократились до 3.6% (-5.6 п.п. по сравнению с 2014 годом).

Аналитики RAEX отмечают, что рост рынка в прошлом году произошел благодаря повышению тарифов на ОСАГО. Впрочем, эффект от роста цен исчерпал себя во II квартале и прирост сборов по автогражданке замедлился до 15%-17%. Больше всего пострадал сегмент автокаско; здесь сборы сократились на 31.3 млрд рублей, а количество заключенных договоров уменьшилось на 26.9%.

В RAEX прогнозируют, что в 2016 году сегмент автокаско продолжит падать, а сборы уменьшатся на 11%. Триггером сокращения станет снижение объемов автокредитования и отказ владельцев авто от дорогих полисов.

В общей сложности, прогнозируют в RAEX, объем российского страхового рынка составит 1.06 трлн рублей по итогам 2016 года. При этом темпы прироста будут колебаться в пределах 0%-3%. Положительную динамику могут показать только сегменты инвестиционного страхования жизни и ДМС.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Ковальчук Сергей (Генеральный директор Либерти Страхование)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году?

Безусловно, экономическая ситуация оказывает негативное влияние на страховой рынок. Естественное желание клиентов уменьшить свои необязательные расходы, в том числе и на добровольное страхование, ведет к сокращению рынка и, как следствие, усилению конкуренции среди страховых компаний.

Не исключаю, что ряд компаний будет использовать демпинг как основной инструмент переманивания клиентов. Однако, как уже не раз показывала практика, такой подход может плачевно закончиться не только для небольших компаний, у которых нет достаточного запаса прочности, но и для крупных страховщиков.

Вместе с тем, для высокотехнологичных и динамичных компаний, обладающих достаточным капиталом, кризис открывает новые возможности для развития: борьба за каждого клиента заставляет постоянно искать точки роста и концентрироваться на качестве обслуживания, создании продуктов и разработке перспективных каналов продаж. Мы придерживаемся именно этой стратегии: фокусируемся на прибыльных сегментах, отсекаем убыточные линии бизнеса, активно развиваем технологии, чтобы дать возможность нашим клиентам покупать продукты максимально быстро, удобно, например, через сайт или контакт-центр, и получать качественное обслуживание.

Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

При нынешней конъюнктуре, вне зависимости от сегмента, целесообразно предлагать клиентам антикризисные продукты, которые позволят сэкономить бюджет.

Например, в сегменте автострахования у нас в Либерти Страхование все большей популярностью пользуется КАСКО с франшизой – до 50% новых продаж приходится именно на этот продукт. Кроме того, перспективными являются МиниКАСКО и программы с телематикой - Смарт КАСКО.

В сегменте ВЗР мы разработали выгодные тарифы на страхование путешествий по России и СНГ. Набор рисков в продуктах тот же, что и при страховании поездок за рубеж, при этом каждый клиент может самостоятельно сформировать свой пакет из необходимых доприсков. Также мы предложили клиентам бюджетные варианты страхования – например, страховой полис «эконом», понизили тарифы на наиболее востребованные дополнительные опции - отмена поездки и несчастный случай. Для путешественников в Юго-Восточную Азию был разработан специальный продукт – страхование поездок до 30 дней по сниженным тарифам.

Что касается медицинского страхования, перспективным является ДМС с франшизой. Этот продукт, который мы в этом году предложили клиентам, отвечает интересам предприятий, которые могут сэкономить до 30% бюджета, сохранив при этом лояльность сотрудников.