Ведомости: «Страховщики ответят друг за друга»

12.12.2013

ФАС предлагает заставить всех страховщиков принимать заявления об убытках любого клиента по ОСАГО. Так чиновники решают проблему бегства страховщиков от сограждан во многих регионах.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в Минфин предложения (есть у "Ведомостей"), меняющие систему урегулирования убытков в ОСАГО. По ним, если владелец полиса не может найти своего страховщика, он вправе обратиться за урегулированием убытков в любую компанию, входящую в Российский союз автостраховщиков (РСА, т. е. имеющую лицензию на ОСАГО). Любой страховщик должен провести осмотр, заказать независимую экспертизу, оформить документы для выплаты и отправить их ответственному по полису страховщику. Сейчас это невозможно - страхователь должен идти либо в свою компанию, либо к страховщику виновника ДТП.

Такие дежурства ради чужих клиентов ФАС предлагает сделать обязательным условием членства в РСА. За последние месяцы в ФАС регулярно поступают жалобы на действия страховщиков, перенесших центры урегулирования убытков по ОСАГО (по закону должны быть в каждом регионе. - "Ведомости") в труднодоступные, удаленные от места жительства потерпевших места, объясняет причину появления поправок замначальника управления службы Ирина Смирнова.

Страховщики обосновывают свои действия нежеланием нести расходы за оплату убытков "чужих" клиентов. "Нам попросту невыгодно платить за себя и “того товарища”, - замечает руководитель крупного страховщика. - Фактически компании с разветвленной сетью аккумулируют убытки со всего рынка". Такие действия страховщиков противоречат основной цели закона об ОСАГО - защите прав потерпевших на возмещение вреда, считает Смирнова. В Минфине предложения ФАС еще не видели, но обязательно рассмотрят, пообещала замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Представитель РСА отказался комментировать инициативу до официального внесения поправок в Госдуму.

Сейчас представительства во всех регионах имеют лишь семь компаний из более чем 100 игроков, остальные заключают с ними договоры представительства, чтобы соответствовать требованиям закона, говорит Смирнова. Страховщикам нужно будет самим определить стоимость услуги за обращение "чужого" клиента, добавляет она. По оценке гендиректора "Либерти страхования" Сергея Ковальчука, стоимость такой работы не должна превышать 1000 руб. за одно дело (см. врез).

Проблема переноса центров урегулирования убытков в ОСАГО "насущна для рынка", признает предправления страховой группы "Уралсиб" Сирма Готовац. Она поддержит "любое решение этой проблемы и оформленную здравую инициативу, но эффективность этого решения во многом будет зависеть от деталей, например от конструкции системы взаимоотношений между участниками рынка". По словам Готовац, "Уралсиб" не закрывает и не переносит центры урегулирования убытков в регионах, считая это "проявлением неуважения к клиентам". Ковальчук также поддерживает идею: "Но, возможно, в первое время на рынке будут случаи, когда некоторые страховщики будут целенаправленно оформлять полисы в регионе, в котором у них нет отдела урегулирования убытков". По сути, на нас всех перекладывают дополнительные функции оформления убытка и поиска страховщика виновника ДТП, недоволен владелец крупного страховщика ОСАГО: "Наверное, в этом аутсорсинге есть выход, но вопрос в цене услуги". По мнению гендиректора "ВТБ страхования" Геннадия Гальперина, лучше не вводить повинность для всех, а создать институт "дежурных страховщиков" по каждому региону, назначаемых РСА.

Достаточно обязать страховые компании организовать прием документов от потерпевших и осуществление страховых выплат в тех же офисах, где и организована продажа полисов, считает гендиректор юридической компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников: "То есть если страховая компания хочет продавать страховые полисы, например, в Челябинске, то в Челябинске - в этом же офисе и в те же рабочие часы - она должна принимать документы по страховым случаям, а не в 140 км от Челябинска в Златоусте".

За январь - сентябрь страховые компании получили 2 млн заявлений об убытке по ОСАГО. Если бы все они урегулировались чужим страховщиком, то при цене услуги в 1000 руб. появился бы новый рынок объемом до 3 млрд руб. в год.