Ведомости: «Zurich продала розничный бизнес в России группе «Олма»

26.06.2014

О том, что Zurich Insurance Group наняла KPMG для поиска покупателей на СК «Цюрих», стало известно в начале года. Среди претендентов были«Альфастрахование», «Ренессанс страхование», СК «Либерти» («дочка» американской Liberty) и «Д2 страхование» банкира Игоря Кима, рассказывали люди, близкие к этим компаниям, и другие участники рынка (представители перечисленных компаний это опровергали). Однако в итоге покупателем стал не страховщик, а работающая на фондовом рынке «Олма» — соглашение об этом было подписано вчера. Сумма сделки — 1 млрд руб., закрыть ее планируется в III квартале.

Вырученная Zurich за российскую «дочку» сумма несопоставима с размером инвестиций. В апреле 2007 г., на волне подъема экономики и бума на страховом рынке, швейцарская группа купила у Михаила Николаева66% «Насты» за $260 млн, а в ноябре 2008 г. — оставшиеся 34% за $205 млн. Вся компания обошлась в $465 млн и была переименована в СК «Цюрих».

«У нас агрессивные и амбициозные цели по развитию бизнеса в России, — говорил “Ведомостям” в 2008 г. гендиректор Zurich Джеймс Широ. — Я хочу, чтобы наша компания входила в первую пятерку страховщиков по собираемой премии [в последующие 5-10 лет]». Однако кризис — прежде всего падение автомобильного рынка, а с ним и автострахования — спутал швейцарцам все карты.

В 2010 г. Zurich признала, что ее оценка российского страхового рынка оказалась слишком оптимистичной. Группа понизила прогноз прибыли российской «дочки», что привело к первому списанию — $104 млн. В 2010-2011 гг. «Цюрих» потратила 878 млн руб. на оптимизацию расходов (число филиалов сократилось с 64 до 37), но, несмотря на полученное от акционера финансирование — 2,8 млрд руб., убыток группы «Цюрих» за 2011-2012 гг. по МСФО составил 1,9 млрд руб., в прошлом году — 2,2 млрд.

По итогам сделки с «Олмой» Zurich получит еще примерно $300 млн убытка, сообщила компания.

Zurich переоценила инвестиции в «Насту» с 2007 г., «главным образом, в связи с падением курса рубля к доллару, и получила убыток от курсовой разницы в $265 млн», объясняются будущие потери в сообщении группы. Пока это нереализованный убыток, он будет уточнен и учтен при закрытии сделки.

Всего швейцарцы потеряли в России свыше $800 млн, говорит финансист«дочки» иностранного страховщика: к заплаченным Николаеву $465 млн он прибавляет анонсированные $300 млн убытка и убытки за время работы в России, вычитая примерно $30 млн, которые заплатит «Олма». Представитель Zurich это не комментирует.

По данным Центробанка, СК «Цюрих» в 2013 г. продала полисов на 8,7 млрд руб. (20-е место). Ее розничный портфель — примерно из 1,2 млн полисов на 7,1 млрд руб., говорится в сообщении компании.

Участники рынка не понимают, зачем «Олма» заплатила за него миллиард. «Компания “Олма” учитывает возможную синергию от совместного с СК “Цюрих” бизнеса, а именно использование клиентских баз обеих компаний, продажи розничных продуктов на основе филиальной и агентской сетей», — говорит гендиректор ИФ «Олма» Андрей Белинский, но в чем заключается эта синергия — не объясняет.

«Мне не понятна логика покупателя», — говорит гендиректор одного из крупнейших страховщиков. «Если они надеются оптимизировать расходы и выплаты и через год-два вывести ее на прибыль — это иллюзия», — уверен директор «Эксперт РА» Павел Самиев. «В этой сделке очень сложно оценить стоимость компании, — говорит гендиректор “ВТБ страхования” Геннадий Гальперин. — Портфель СК “Цюрих” убыточен, структура активов, входящих в сделку, не видна, а бренд “Цюрих” вряд ли останется у нового владельца. На страховой рынок России давно не приходили инвесторы. Вообще, при нынешнем состоянии рынка подобная сделка выглядит неожиданной, особенно учитывая значительную долю автострахования в портфеле».

В 2013 г. Россию покинул другой крупный европейский страховщик: структуры пенсионного фонда РЖД «Благосостояние» купили российскую «дочку» британской Aviva за $45,5 млн.