АСН: «ДМС: что будет с рынком?»

26.06.2017

Марина Тихонова, директор департамента личных видов страхования Либерти Страхование:

В I кв. 2017 г. сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) в структуре рынка стал лидером по сборам - 68,5 млрд р. (+10,9% к аналогичному периоду 2016 г.). Такой рост сборов объясняется инфляционным ростом по корпоративному сегменту клиентов, а также активизацией рынка ДМС для физических лиц.

Драйвером рынка ДМС физлиц являются продукты для трудовых мигрантов, которые они обязаны приобретать по закону с января 2016 г. Большая часть иностранных граждан такие полисы приобретает. Если говорить о каналах продаж, то отмечается активизация продаж полисов ДМС для физлиц через банки и партнеров - таких как МТС, Билайн, Связной, Почта России и др.

В корпоративном ДМС существенных изменений не произошло. Большая часть объема рынка по-прежнему сосредоточена в первой десятке ведущих страховых компаний. И я не ожидаю каких-либо серьезных изменений по итогам года.

В 2017 г. у клиентов по-прежнему сохраняется интерес к ДМС, стагнации этого рынка я не наблюдаю. ДМС имеет определенную динамику сезонности, поэтому до конца года, вероятнее всего, сохранится рост в таких же пределах, как в 2016 г., – не больше 10%.

Идет оптимизация социальных пакетов в виде пересмотра страховок в привязке к грейдам, отказ от отдельных опций программы или выбор более дешевых лечебных учреждений. На фоне оптимизации классических страховых программ, очень часто клиенты запрашивают профилактические опции и скрининг-тесты. Причем международные компании готовы выделять на это отдельные бюджеты и активно занимаются организацией таких мероприятий у себя в офисах. В последнее время большое внимание клиенты уделяют программам страхования от критических заболеваний, а также программам по реабилитационной медицине.

За последнее время сформировался пул лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), где крупные страховые компании сконцентрировали свои портфели клиентов по ДМС. Усредненная ценовая политика и статистика выплат по данным ЛПУ позволяют страховщикам предоставлять похожие тарифы на страховки. Основные отличия в цене могут быть по программам с франшизой на базе этого пула ЛПУ или по предложениям с более дешевыми ЛПУ.

Этому способствует перераспределение по программам и у клиентов, когда страховка привязывается к грейдам, и более дешевые программы можно перевести в недорогие ЛПУ. А основная конкуренция между страховыми компаниями происходит за счет программ и дополнительных опций в виде профилактических программ, скринингов, бонусов и т.д. Последнее время страховщики, у которых сконцентрированы основные объемы рынка ДМС, делают серьезный акцент на автоматизацию бизнес-процессов в сервисной составляющей. Это личные кабинеты, порталы администрирования договоров, телемедицина и др.

Что касается перспектив, то ДМС в России будет активно развиваться и совершенствоваться - как в медицинской составляющей, так и с точки зрения IT-процессов. Развитие и внедрение новых технологий в медицине приведет к дистанционному управлению состоянием здоровья и профилактике многих тяжелых заболеваний. Для внедрения таких программ очень актуальным будет добровольное медицинское страхование, так как в арсенале страховых компаний есть сервисные структуры, которые позволят дистанционно управлять здоровьем клиентов. Внедрение современных IT-решений может серьезно усовершенствовать административный блок сопровождения договоров ДМС. Все это даст возможность страховщикам активно выходить на новые сегменты корпоративных клиентов и разрабатывать массовые продукты для физических лиц.