Компания: «Рост на рынке страхования продолжается»

28.11.2016

"Говорить об итогах года пока рано, но, согласно данным за первое полугодие 2016 г., темпы прироста взносов составили 13,9%, а выплат - 3,5%. Конечно, кризис повлиял на страховой рынок. Например, на рынке автострахования сократились продажи полисов каско. Зато вырос спрос на полисы с франшизами, что улучшило убыточность", - говорит заместитель генерального директора СК "Либерти страхование" Александр Остроумов. "Так или иначе, но страховой рынок растет. В 2015 г. прирост составил всего 3,6%, а по итогам первого полугодия 2016 г. - уже 14%. Есть все основания полагать, что 2016 г. также закончится со знаком плюс", - подтверждает генеральный директор СК "ВТБ страхование" Геннадий Гальперин.

Текущая ситуация несколько отличается от картины прошлого кризиса, отмечают эксперты. "Рынок в 2009 г. после кризиса 2008 г. упал более чем на 7%. В 2015 г. сохраняется рост рынка, хотя и небольшой, 3,5%, при среднем росте из года в год около 14%", - говорит заместитель генерального директора, член правления АО "СК "Альянс" и ООО "СК "Альянс Жизнь" Евгений Дубенский. Уже по первому полугодию 2016 г. можно сказать, что рынок покажет рост - в I и II кварталах он увеличился на 13% и 14% в сравнении с 2015 г. "Это происходит за счет роста страхования жизни и эффекта повышения тарифов по ОСАГО, которое произошло в 2015 г. Таким образом, по количественным показателям рынок страхования не только восстановился, но и покажет существенный рост в 2016 г.", - уверен Евгений Дубенский. Хотя, по его словам, с качественными характеристиками все сложнее: у клиентов не становится больше денег; инвестиций в экономику крайне мало; потребление падает; из экономических показателей обнадеживает только снижение уровня инфляции.

"Предыдущий кризис протекал совершенно иначе: по итогам полугодия послекризисного 2009 г. рынок просел почти на 8%. В этот раз рынок не испытал такого шока: бурный рост страхования жизни и остаточный эффект от повышения тарифов ОСАГО обеспечивают положительную динамику. Тем не менее для полноценного развития отрасли этого недостаточно", - констатирует первый заместитель генерального директора СГ "Уралсиб" Александр Усов.

Драйвер "жизни"

Уходящий год был неоднозначным. "С одной стороны, мы наблюдали последствия ухода с рынка нескольких крупных игроков, с другой - те, кто получил их портфели, продемонстрировали выдающиеся результаты. Отчетность за девять месяцев некоторых крупных компаний показывает, что они нарастили сборы, при этом улучшив рентабельность и значительно превзойдя прошлогодние показатели по прибыли. Важная тенденция - увеличение доли страхования жизни, этот сегмент стал основным драйвером роста", - подчеркивает генеральный директор автолизинговой компании "Европлан" Александр Михайлов. "По ряду направлений (ДМС, автокаско, страхование железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов) мы видим снижение уровня охвата страхованием, т.е. количество заключаемых договоров уменьшается. Однако в отдельных сегментах спрос на страхование, напротив, существенно вырос. Так, одной из главных тенденций последнего времени стало динамичное развитие сегмента страхования жизни", - подтверждает руководитель управления по связям с общественностью СК "Согаз" Екатерина Двойникова. Только за первую половину 2016 г. рынок страхования жизни вырос на 66,3%, до 88,8 млрд руб., и почти сравнялся по объемам с рынком ДМС, а по итогам года, скорее всего, выйдет на 2-е место, после ОСАГО.

Локомотивом рынка стали продажи продуктов с инвестиционной составляющей. Эксперт также отмечает рост интереса граждан к страхованию имущества. По данным ЦБ РФ, за первое полугодие 2016 г. физические лица заключили 11,8 млн договоров страхования имущества, на 22% больше, чем годом ранее.

"Совместная работа страхового сообщества с профильными министерствами и ведомствами, а также Банком России, позволила повысить эффективность ряда социально важных направлений страхования", - говорит директор центра стратегического анализа рынка СК "Согласие" Андрей Бондаренко. Он указывает, что тарифы по ОСОПО были снижены почти в два раза (закон вступил в силу в 2015 г., но в полной мере оценить это решение страхователи смогли только в 2016-м). При этом с осени 2016 г. изменена методология оценки убытков, увеличены лимиты, упрощено признание ущерба. Также осенью 2016-го были скорректированы тарифы по ОСГОП. Уже в 2017 г. перевозчики сократят расходы по этой статье более чем на 40%. Критически важна для отрасли разработка закона о преимущественном натуральном возмещении убытков по ОСАГО, что позволит преодолеть многолетний кризис в этом виде страхования, считает Андрей Бондаренко. Для всех видов корпоративного страхования важно создание Национальной перестраховочной компании. Ожидается значительное изменение рынка перестрахования, решение накопившихся вопросов по покрытию санкционных рисков и прозрачности перестраховочных операций всех участников страхового рынка.

Красная карточка

Только в сентябре 2016 г. было отозвано пять лицензий у страховых компаний. Регулятор продолжает освобождать рынок от компаний, которые активно занимаются демпингом. "Основные уходы состоялись в 2014-2015 гг. В этом году произошло некоторое перераспределение портфелей, снизилась конкуренция, выросли доходы успешных компаний. В целом количество проблемных страховщиков уменьшается, причем не только из-за прекращения деятельности - некоторым удается справиться со сложностями и вернуться к устойчивости", - говорит Александр Михайлов. "Активность Банка России в части ужесточения контроля над финансовой состоятельностью страховых компаний поддерживается всеми участниками рынка. Итог данной деятельности - исход небольших страховщиков. Поэтому говорить, что это как-то существенно перераспределяет рынок, пока не стоит", - полагает директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников. По его словам, ушедшие игроки в целом не оказывали влияния на рынок.

Более существенным событием стал отказ ряда крупных компаний от деятельности в сфере автострахования, в частности, от лицензий по ОСАГО. "Это действительно серьезный сигнал рынку. С учетом того, что автострахование, и ОСАГО в частности, является одним из основных драйверов рынка, бизнес в других видах страхования до известной степени ограничен и высококонкурентен в связи с высокой рентабельностью", - добавляет Сергей Печников. Поэтому состоятельность игроков, отказавшихся от автострахования, будет зависеть прежде всего от эффективности продаж и лояльности клиентов, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к качеству внутренних бизнес-процессов.

"В последние годы количество страховщиков действительно заметно сократилось. Только за восемь месяцев текущего года оно уменьшилось с 330 до 257, т.е. почти на четверть. Главным образом это связано с жесткой политикой ЦБ по очищению рынка от недобросовестных игроков. Вместе с тем в большинстве случаев речь идет о небольших компаниях, многие из которых не вели активную работу, поэтому их уход с рынка остался практически незаметным, - считает Екатерина Двойникова. - Полагаю, что процесс концентрации рынка продолжится и в следующем году. Уже сегодня на Топ-20 страховщиков приходится почти 80% всех сборов на рынке. Мы положительно смотрим на ужесточение требований и системы контроля работы страховых компании, поскольку считаем, что на рынке должны остаться только те участники, которые даже в сложных экономических условиях смогут полностью отвечать по взятым на себя обязательствам".

Сокращение количества участников рынка продолжится, но в основном за счет небольших компаний, которые не справятся с растущими издержками, связанными с переходом на единый план счетов и новые стандарты учета. "ЦБ отозвал более 80 лицензий, и этот процесс, несомненно, продолжится. В красной зоне - порядка 50 страховщиков. К этим компаниям у ЦБ РФ есть вопросы, например, по качеству активов. Если эти страховые компании ответят на вопросы регулятора, то останутся на рынке, а если нет - им придется уйти", - предполагает Евгений Дубенский.

Удержать от девальвации

Значительно повлиял на рынок в уходящем году сегмент автострахования. Повышение базовых ставок, которое наблюдалось в 2014-м и 2015 г., дало лишь краткосрочную передышку, но не сняло проблемы с мошенничеством. Выплаты продолжают расти, количество судов стабильно остается на высоком уровне. Сохраняются проблемы в регионах, где убыточность продолжает расти. "Дальнейшее развитие событий будет происходить по сценарию введения натурального возмещения, и если этот опыт окажется неудачным, то решить вопрос с ОСАГО при сохранении частных игроков на рынке сможет только свободное тарифообразование. В текущей ситуации игрокам остается совершенствовать и повышать эффективность процессов урегулирования убытков с целью минимизации отрицательного результата от работы в данном сегменте в части региональных продаж", - считает Сергей Печников. "В ОСАГО мы видим сокращение количества застрахованных автомобилей, но за счет роста тарифов сборы пока в плюсе. Выплаты растут значительно быстрее, и передышка, начавшаяся в конце 2014-го - начале 2015 г., заканчивается. Большим вызовом для рынка станет обязательность электронного ОСАГО (e-ОСАГО) в 2017 г., возможен массовый добровольный отказ от лицензий", - добавляет Александр Михайлов. Наверняка не все компании смогут обеспечить надлежащее качество услуги, и здесь будет важной реакция РСА и регулятора.

В сегменте каско ситуация несколько лучше с учетом свободы тарифообразования и практики применения франшизы - игроки в 2016 г. в целом показывают положительные результаты. Однако падение продаж новых автомобилей в дальнейшем окажет отрицательное влияние на тарифы - с учетом жесткой конкуренции игроки будут вынуждены снижать их. "Для каско год был успешным, тарифы выросли еще в прошлом году, а цены на СТОА удалось удержать. В текущем году идет фиксация прибылей, в наступающем - ожидаем усиления конкуренции и снижения ставок", - прогнозирует Александр Михайлов. "Для каско это был удачный год, несмотря на то, что количество проданных новых ТС и объемы автокредитования уменьшились по сравнению с 2015 г., а это основные драйверы заключения договоров каско. Но финансовые результаты у многих лидеров страхования каско улучшились, что привело к снижению тарифов", - говорит Евгений Дубенский. Во-первых, не сбылись мрачные прогнозы, связанные с дальнейшей девальвацией рубля. Во-вторых, ранее принятые страховщиками меры (повышение тарифов и полисы с франшизой) дали свой положительный экономический эффект. В-третьих, из-за изменения конъюнктуры многие СТОА не только не повысили свои расценки, но предложили страховщикам лучшие условия. Но число страхователей значительно уменьшилось - немногие сегодня могут позволить себе полис каско.

С приставкой "е-"

Наступающий год обещает быть для участников страхового рынка не менее насыщенным.

"Самым важным и значимым событием имеет право стать введение обязательного e-ОСАГО с января 2017 г.

Участники рынка предвидят множество проблем, связанных с вероятным ростом продаж в проблемных регионах, однако введение e-ОСАГО потенциально несет в себе большие возможности: если этот эксперимент окажется удачным, рынку будет дан сигнал, что существенную долю розничных продаж можно будет перевести в онлайн", - говорит Сергей Печников. С ним соглашается Екатерина Двойникова: "Одним из главных ожидаемых изменений должно стать введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО. Это должно снять вопрос доступности полисов ОСАГО в ряде регионов, а в перспективе - стимулировать развитие интернет-продаж и других страховых продуктов. Сейчас все усилия страховщиков направлены на то, чтобы система продаж e-ОСАГО с 1 января 2017 г. начала работать четко и без сбоев". "Центробанк тем временем усиленно готовится к новому году в сфере ОСАГО, прорабатывая технические возможности, чтобы максимально жестко контролировать страховщиков, которые должны будут обеспечить доступность полисов", - заключает Александр Остроумов.